События
   
НАЗАД ДОМОЙ

gh "БЕНЗОЛЬНОЕ" ПЯТНО НА РЕПУТАЦИИ ВЛАСТЕЙ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Москва , Гринпис России, WWF России
30.12.2005
26 декабря 2005 Гринпис России и Всемирный фонд дикой природы (WWF) - Россия выступили с предложениями по ликвидации последствий экологической катастрофы на Амуре и выработке плана действий по решению экологических проблем бассейна реки Амур.
Послать почту Автор исследования: Алексей Киселёв, Гринпис России, Илья Митасов, WWF России, (495) 727-09-39 , Москва

Дополнительную информацию можно узнать здесь: (495) 926-50-45, доб.340
Фотографии и рисунки:
Ключевые слова:

На основе собранных данных, консультаций с учеными Хабаровского края, провинции Хейлунцзян (КНР) и представителями органов власти экологи предлагают выработать комплексный план по оздоровлению экологической ситуации в бассейне реки Амур, который включал бы не только реакцию на последнее загрязнение, но и необходимые меры для изменения крайне неблагоприятной экологической обстановки в регионе. По мнению экспертов, выполнение такого плана нужно сосредоточить в руках одного ведомства - Министерства природных ресурсов. Необходимо увеличить количество постов экомониторинга на Амуре и создать совместный с Китаем информационный центр по охране и изучению экологических проблем Амура, что должно быть закреплено в соответствующем российско-китайском соглашении.

"Эта авария показала, что Россия к таким ситуациям не готова. Власти, давно игнорировавшие проблемы постоянного загрязнения Амура, в этой критической ситуации не способны в полной мере адекватно оценивать обстановку и принимать надлежащие меры для предотвращения загрязнения реки в будущем, - заявил координатор токсической программы Гринпис России Алексей Киселев. - Кроме того, хотелось бы надеяться на то, что мы наконец-то научимся бороться не только с "плесенью", но и с "сыростью".

Исчерпывающей информации о химическом составе пятна у российской стороны до сих пор нет. Долгое время российские власти готовились к "встрече" только бензольного и нитробензольного загрязнения, так как именно об этих веществах сообщалось из Китая. И только когда пятно подошло к Хабаровску, в пятне было выявлено повышенное содержание хлороформа, хлорфенолов, хлорбензолов, ксилола, толуола, хлорорганических пестицидов, что, судя по всему, и обусловило характерный запах хлора, ощущающийся в настоящее время на реке. В тоже время, уже в первой пробе, отобранной российскими специалистами на Сунгари еще 1 декабря, было обнаружено значительное содержание хлороформа.

До сих пор официальные структуры, говоря об уровне загрязнения амурской воды, оценивают его, исходя из наиболее мягких из существующих стандартов. В России действует два норматива на ПДК по нитробензолу: для вод рыбохозяйственных водоемов и для воды хозяйственно-бытового назначения. Амур - река высшей рыбохозяйственной категории и для нее должны применяться максимально жесткие рыбохозяйственные нормативы. Но за все время кризиса результаты проб оценивались почему-то по щадящим хозяйственно-бытовым нормативам. Поэтому концентрация нитробензола всегда оказывалась ниже ПДК. Если же использовать рыбохозяйственный стандарт, то концентрация нитробензола многократно превысит ПДК. Так, в ночь на 21 декабря в 130 км выше Хабаровска в воде было зафиксировано более чем 13-кратное превышение рыбохозяйственных ПДК по нитробензолу.

По мнению Николая Ефимова, хабаровского координатора программы "Амур" Дальневосточного офиса WWF России, Правительство края сделало все от него зависящее, что уберечь население от грозящей опасности. Более того, с середины 90-х годов, оно неоднократно ставило перед федеральными ведомствами вопрос о необходимости организации межгосударственного мониторинга Амура и урегулирования проблемы загрязнения, и обращалось к Китаю с собственными инициативами, находя материальные и финансовые ресурсы. Однако сегодня вопросы организации мониторинга и контроля состояния вод Амура - не в его компетенции. Действующее законодательство закрепило эти полномочия исключительно за федеральным центром. Основная проблема - отсутствие системы экологического контроля. Сейчас в России нет дееспособного федерального органа, который мог бы решать экологические проблемы, как в кризисном, так и в фоновом режиме. Нет структур, способных проводить международную экологическую политику в отношениях с нашими соседями".

Главная опасность для Амура в том, что после прохождения "бензольного пятна" через Хабаровск и другие города края, проблема трансграничного загрязнения реки, суженная сегодня до вопросов обеспечения работы объектов водо- и теплоснабжения населенных пунктов, может быть забыта.

Дополнительная информация:

Ниже приведенные предложения составлены экспертами Гринпис и WWF России, которые в течение всего времени прохождения бензольного пятна по рекам Сунгари и Амур отслеживали ситуацию на месте - по обе стороны границы, в Хабаровске и Харбине.

1. Предложения по минимизации последствий и предупреждению подобных экологических катастроф в будущем:

(1).Необходим собственный план проведения оценки последствий загрязнения на экосистему Среднего и Нижнего Амура (ОВОС) и выполнение мер по их минимизации. Разработка и выполнение плана должно быть в руках уполномоченного федерального ведомства с ясной системой координации с иными ведомствами и организациями. По логике современного государства российского таким ведомством является МПР, а обязательными участниками процесса ОВОС и мониторинга - Гидромет и РАН.

(2).Необходимо также обеспечить обязательное ознакомление россиян с процедурой и результатами Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводимой КНР, а лучше сделать совместно такой ОВОС влияния на экосистему и системы жизнеобеспечения. А для этого давно уже назрела необходимость создания совместного центра охраны и изучения экологических проблем Амура со значительно расширенной сетью точек мониторинга вдоль главного русла.

(3).Подготовка и реализация Плана действий, а также системы сотрудничества с КНР по всем экологическим вопросам должна быть обеспечена целевым федеральным финансированием.

(4). Чтобы управлять ситуацией нужно ее хотя бы знать. Число постов в сети гидрохимических наблюдений гидрометеорологической службы на Амуре должно быть увеличено с нынешних трех до количества, достаточного для отслеживания трансграничного загрязнения, а анализируемые показатели включать все типичные загрязняющие вещества поступающие с водами из КНР.

(5) Система оповещения о трансграничных проблемах должна быть закреплена Российско-Китайским соглашением как можно быстрее. Причем по лучшим стандартам обмена информацией со сроками ее предоставления и расширением спектра показателей в целях укрепления общей экологической безопасности. Хороший шанс для этого представляет грядущая встреча министров экологии стран членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

(6) Пора объединять усилия по международному (Россия-Китай-Монголия) управлению бассейном по примеру созданного на российской стороне Координационного комитета по устойчивому развитию бассейна Амура. Стартующий в конце этого года проект Глобального Экологического Фонда/ЮНЕП "Комплексное управление бассейном Амура" призван подготовить Трансграничный Диагностический Анализ и создать платформу для переговоров и подготовки совместного Плана действий. Международный план должен рассматривать весь комплекс проблем экологии и природопользования в регионе: предотвращение загрязнений и, охрану экосистем и биоразнообразия, поддержание традиционного природопользования и восстановление рыбных запасов, предотвращение негативного влияния на окружающую среду растущего экономического сотрудничества. Амур - крупнейшая международная река Евразии, обладающая огромной экологической ценностью и богатейшими природными ресурсами. Ее охрана и бережное использование должны стать важнейшим направлением сотрудничества между странами бассейна.

2. Что же попало в Амур в результате аварии на китайском химзаводе?

По официальным данным китайской стороны в результате взрыва 13 ноября на нефтеперерабатывающем заводе в Дзилине в крупнейший приток Амура - реку Сунгари попало более 100 тонн загрязняющих веществ, в том числе, бензол и нитробензол.

К сожалению, российская сторона не обладает достоверной и полной информацией о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в Амуре до и после впадения Сунгари, что осложняет понимание ситуации и принятие адекватных мер. Так ниже места впадения Сунгари в Амур у Роскомгидромета имеется лишь один пост гидрохимических измерений (в Хабаровске), а отслеживаемые им показатели не включают многие вещества, характерные для стоков, поступающих из КНР.

Между тем Амур является водотоком с высоким естественным содержанием многих органических веществ, а постоянный поток загрязняющих веществ из КНР увеличивает концентрации многих из них до опасных значений и без чрезвычайных залповых сбросов. Рассматривать последствия случившейся катастрофы можно только в контексте хронического загрязнения амурских вод и рыбы комплексом многих опасных веществ.

С середины 90-х годов началось резкое ухудшение качества воды в Амуре: вода из кранов и речная рыба стала отдавать карболкой, были зарегистрированы случаи отравления домашних животных и даже людей. В 4-х административных районах Хабаровского края органы власти официально запрещали употреблять воду и рыбу из Амура. Исследования проб воды выявили рекордную концентрацию (906 ПДК) суммы полициклических ароматических соединений фенольного ряда, что положило начало "фенольному" этапу изучения Амура. Уже в феврале 1997 года были организованы комплексные исследования причин наступающего экологического кризиса, которые дали неутешительные результаты. В рыбе была обнаружена группа летучих органических соединений (этанол, метанол, ацетон, уксусный альдегид, этилацетат, изопропанол, метилэтилкетон, эфиры масляной кислоты и др.).

Была высказана гипотеза, согласно которой возможной причиной кризиса является трансрегиональный перенос больших масс загрязняющих веществ со стороны вышерасположенных по Амуру регионов. В рамках данной гипотезы проведена оценка вклада реки Сунгари в формирование качества амурских вод. Основания: Водосбор реки Сунгари имеет площадь 532 тыс. кв. км (28,7 % площади амурского бассейна). Основными отраслями промышленности являются нефтяная, нефтеперерабатывающая, химическая, горнодобывающая, лесная и машиностроительная. Развиты производства бумаги, пластмасс, искусственных волокон, сельскохозяйственных удобрений, автомобильных шин. При численности населения более 72 млн. человек его ежегодный прирост в этих граничащих с Россией провинциях составляет около 4 -5 процентов.

По среднемноголетним гидрологическим данным вклад Сунгари в формирование стока Амура варьирует от 20 до 30 процентов. В годы наводнений он возрастает до 50-ти и более процентов. В последнее десятилетие Сунгари входит в список 5-ти наиболее загрязненных рек Китая и ситуация с качеством воды продолжает ухудшаться (по официальным данным экологических служб КНР).

3. Каковы возможные последствия загрязнения для экосистемы Амура?

Последствия аварийного сброса имеют множество аспектов, которые должны рассматриваться в свете решения проблем хронического загрязнения Амура:

* межгосударственный (трансграничное воздействие с сопредельных территорий Китая как

наиболее весомый фактор загрязнения р. Амур стойкими органическими соединениями, в том числе хлорсодержащими пестицидами, бифенилами и полиароматическими углеводородами); - срок разрешения проблемы зависит от способности России и Китая использовать данный инцидент для радикального совершенствования системы межгосударственной экологической безопасности в Амурском бассейне. В случае, если Россия не использует данную возможность для организации практического взаимодействия с Китаем по экологическим вопросам, это может иметь самые печальные последствия и означать фактическое снятие вопросов экологической безопасности с повестки переговоров двух государств.

* медицинский (угрозы сохранения здоровья населения в условиях загрязнения природных

вод стойкими органическими веществами и их предшественниками, а также возможностей их образования в технологическом процессе водоподготовки методом хлорирования); - этот аспект проявится как в непосредственном ухудшении здоровья населения потребляющего воду и рыбу в течение ближайших месяцев, так и в многолетней перспективе, в результате дальнейшего ухудшения показателй качества среды обитания и накопления токсичных веществ в цепи питания, на вершине которой стоит человек..

* социальный (неудовлетворительная динамика народонаселения, угрозы сохранению

этносов коренных малочисленных народов); - это также многолетние последствия в результате воздействия комплекса уже имеющихся негативных факторов, на которые наложится эффект данного загрязнения. По данным В.Рябковой (Хабаровский медуниверситет), "выявленная патология печени, системы кроветворения, вегетативно-нервной системы, рост врожденных аномалий и пороков развития имеют химическую этиологию, связанную с употреблением в пищу загрязненной рыбы из р.Амур. По нашим оценкам, при сохранении неизменной концентрации токсикантов в воде и рыбе в течение следующих трех лет риск развития патологий возрастет в 2 раза, а при увеличении концентрации токсикантов - более чем в 3 раза".

* экономический (сокращение рыбных ресурсов, возрастающие затраты на водоподготовку

для питьевого водоснабжения и очистку хозяйственно-бытовых и промышленных стоков);.- этот аспект уже проявился со всей очевидностью как в затратах по работе систем жизнеобеспечения (около 150 млн. руб.), так и в последствиях введения запрета на лов рыбы, и связанном с ним снижении спроса и росте цен на рыбу и рыбопродукцию на рынке.. Этой зимой и весной не будет лова миноги и корюшки - важнейших источников дохода бедного "рыбацкого" населения Приамурских сел.

* экологический (сокращение численности отдельных видов частиковых, лососевых и осетровых рыб, трансформация сообществ микроорганизмов, снижение способности природных вод к самоочищению, накопление загрязненных донных отложений и эффект вторичного загрязнения вод )- последствия обширны и многоплановы, и механизм их оценки и смягчения для данного конкретного случая пока не разработан и не приведен в действие российской стороной (в отличие от китайской, у которой такой план есть). После прохождения первой волны острого загрязнения ближайшие отрицательные последствия ожидаются от контакта водной живности с дополнительно привнесенными токсинами в условиях зимнего маловодья и недостатка кислорода, когда Амурская экосистема особенно уязвим, и от интенсивности высвобождения загрязнителей изо льда весной. Один из худших сценариев - попадание с паводком значительной доли загрязнителей в пойменные протоки и старицы вдоль главного русла, что может привести к гибели гидробионтов и снизить воспроизводственный эффект нереста рыб. Отдаленные последствия, связанные с вторичным загрязнением водной экосистемы вследствие биохимической трансформации токсинов при частичной утрате ею способности к самоочищению с трудом поддается даже качественному прогнозированию.

4. Можно ли ожидать восстановления реки хотя бы до прежнего уровня?

Так как ни точный состав, ни объем текущего аварийного сброса, ни динамика изменения фоновых концентраций загрязнений достоверно не известны, то для ответа на этот вопрос требуется провести комплексную оценку последствий воздействия на окружающую среду (экосистему Амура), включая воду, рыбу, планктон, донные отложения, водную растительность и другие компоненты. Однако можно с уверенностью утверждать, что восстановление займет многие годы, и станет возможным только при условии скоординированных международных усилий по улучшению экологической ситуации во всем проблемном бассейне.

5. Оценка действий российских властей

Техногенная авария позволила проверить готовность России к действиям в условиях экологической катастрофы. Подтвердилось, что многолетняя "реформа" природоохранных служб привела к плачевным результатам. Достаточно эффективно работавшая ранее система органов Госкомэкологии России прекратила свое существование. Пришедшие ей на смену многочисленные ведомства имеют крайне ограниченные полномочия, недостаточный штат контролирующих подразделений, низкое материальное и финансовое обеспечение. Дорогостоящее лабораторное оборудование разукомплектовано или передано непрофильным организациям. Утерян штат квалифицированных специалистов, и теперь Россия просит Китай прислать своих экспертов и помочь наладить мониторинг загрязнения по нитробензолу. Органы Роскомгидромета работают на старых приборах и в состоянии определять крайне ограниченный круг химических ингредиентов. Огромная благодарность органам МЧС с их ресурсами и военной организованностью, но мониторинг, по большому счету - не их дело и сфера ответственности. Мы долго твердили о проблеме загрязнения Амура со стороны Китая, не предпринимая государственных мер на своей стороне реки, кроме инициатив местных администраций. При этом экономическая мощь Северо-Восточного Китая за десять лет утроилась, а Российский Дальний Восток становится его сырьевым придатком. Так что снижение планки экологических требований к "грязным" производствам, исчезновение реального контроля за загрязнениями и рациональным использованием природных ресурсов не привело к процветанию дальневосточников...

Чтобы преодолевать последствия, требуется политическая воля и ясная система управления на национальном уровне. К сожалению, пока волю проявляет в основном правительство Хабаровского края, которое в рамках законодательства и системы управления не имеет полномочий и ресурсов решать весь объем проблем на Амуре - пограничной реке федерального значения. Все усилия, наблюдаемые в последний месяц на российской сторон, были направлены не столько на решение острых и сложных экологических проблем, сколько на авральную подготовку системы ЖКХ к смягчению кратковременных последствий прохождения пятна загрязнения через Хабаровск и другие населенные пункты. То есть, нам пока неизвестно о каком-либо плане мониторинга и ликвидации (минимизации) экологических последствий аварии, ответственность за которые должны нести органы государственного управления федерального уровня.

***

"Журнал 'Химия и жизнь - XXI век' "
Пустая строка
НАЗАД ДОМОЙ
 



WebMaster:  webmaster@InformNauka.ru
  Адрес редакции журнала 'Химия и жизнь - XXI век': 105005, Москва, Лефортовский пер., д.8
(7-095) 267-54-18, (7-095)267-54-18

Copyright © 2003 Издательство "Химия и жизнь".

return_links(); ?>