Наступает длинная череда праздников, и нам придется накрывать праздничный стол, где традиционное место обязательно займут салаты и газированные напитки. А что плохого в безобидной газировке? Пей хоть литрами. Однако злоупотреблять газировкой, особенно сделанной по европейским стандартам, не стоит - так считают ученые из Эстонии, которая отказалась от советских стандартов и перешла на европейские. Они изучили токсичность самых распространенных консервантов, широко применяемых в пищевой промышленности, бензоата натрия и сорбата калия, и выяснили, что они весьма токсичны.
Чтобы увеличить сроки хранения сыра, майонеза, кетчупа, фруктовых и рыбных консервов и, конечно, газированных напитков, в них добавляют консерванты, как правило, это бензоаты и сорбаты. И хотя ученые уже давно изучают эти вещества, многие вопросы пока остаются открытыми. Исследователи из Таллиннского технического университета и Института химической и биологической физики, тоже расположенного в Таллинне, решили выяснить с помощью специальных экотоксикологических тестов, насколько ядовиты бензоат натрия и сорбат калия. Полученные результаты заставляют задуматься - не стоит ли сократить потребление продуктов, срок жизни которых продлевают с помощью этих привычных и, казалось бы, безопасных веществ.
Чтобы определить токсичность упомянутых консервантов, ученые проверили их действие на фотобактерии, инфузории, ракообразных и зеленые микроводоросли и сравнили полученные результаты с литературными данными по опытам на млекопитающих (крысах, мышах, кроликах и собаках). Оказалось, что в большинстве случаев бензоат проявлял себя как более ядовитое вещество: он в десять раз токсичнее сорбата по отношению к фотобактериям, в два раза - по отношению к водорослям и приблизительно в четыре раза - по отношению к млекопитающим. Правда, для инфузорий сорбат в 2-4 раза токсичнее, чем бензоат, а для ракообразных эти консерванты одинаково токсичны.
Итак, два консерванта заметно отличаются по своей вредности. Впрочем, эта разница была учтена, когда были определены максимально разрешенные суточные дозы этих веществ для человека: для бензоата (меньше 5 мг/ кг массы тела, то есть всего 300 мг при весе 60 кг) она в пять раз ниже, чем для сорбата (менее 25 мг/кг). Что же касается предельно допустимых концентраций обоих консервантов в продуктах питания, которые разрешены нормами ЕС, то они одинаковы (не более 2000 мг/кг продукта). Таким образом, выпив литр газировки, да еще заев его сыром и любимым оливье с майонезом, можно запросто перекрыть допускаемую в Европе норму в несколько раз! А ведь действующие в прежние времена в Эстонии (и, по счастью, не отмененные в России) советские стандарты были более жесткими: предельно допустимая концентрация бензоата в пищевых продуктах не должна была превышать 1000 мг/кг.
Эстонские ученые считают, что следовало бы изменить действующие в Эстонии нормы (соответствующие нормам ЕС) и вернуться к прежним, советским, стандартам - они безопаснее. А всем нам, пожалуй, не стоит увлекаться продуктами, содержащими консерванты, и данные эстонских ученых - тому подтверждение.
***