Сотрудники отдела нейрофармакологии Института экспериментальной медицины РАМН под руководством чл.-корр. РАМН проф. Н.С.Сапронова доказали, что соевое молоко обладает лечебным эффектом при хроническом токсическом гепатите. Ученые предлагают вводить соевое молоко в диету людей, страдающих токсическим гепатитом.
Уникальные целебные свойства белков сои давно обратили на себя внимание медиков. Ранее ученые НИИЭМ РАМН обнаружили, что соевые белки эффективны при хронической язве желудка и алиментарной дистрофии. Кроме того, диета, содержащая соевое молоко, улучшает иммунитет. Теперь сотрудники ИЭМ решили выяснить, как влияют соевые белки на печень при остром токсическом гепатите и нельзя ли использовать их в диетотерапии при этом заболевании.
Чтобы ответить на эти вопросы, ученые исследовали лабораторных крыс, которым вводили специфический печеночный яд, вызывающий острый хронический гепатит на седьмой день после начала эксперимента. Затем в диету крыс начинали вводить соевое молоко или изолированный соевый белок. Для сравнения ученые использовали две контрольные группы животных - крысам одной группы не назначали никакого лечения, а другим в качестве лекарства давали карсил - известный гепатопротектор, который выделяют из плодов растения расторопши пятнистой. Через одну, две и три недели после начала терапии определяли важнейшие показатели состояния печени крыс - количество билирубина в крови, гликогена в ткани печени, а также исследовали срезы печени.
Оказалось, что содержание гликогена в печени крыс, у которых вызвали гепатит, падает на 71%, а концентрация билирубина в сыворотке крови увеличивается на 134%. У животных, не получавших лечения, эти показатели не достигли нормы даже через месяц после начала эксперимента. Напротив, все исследованные препараты (соевое молоко, соевый белок и карсил) улучшали эти показатели, причем наиболее эффективным препаратом оказалось соевое молоко. Запас гликогена в печени крыс, получавших соевое молоко, восстанавливался уже через неделю терапии, а уровень билирубина - через две недели, то есть на неделю раньше, чем у крыс, которым вводили другие гепатопротекторы - соевый белок или карсил. Исследования срезов печени подтвердили, что лекарственное действие соевого молока наиболее выражено.
Ученые полагают, что причина благотворного действия соевого молока на печень - не только в том, что оно нормализует синтез белков печенью. Медики убеждены в том, что важнейшую роль в лечебном действии соевого молока играют его свойства, улучшающие иммунитет.
На основании полученных результатов ученые уверенно рекомендуют использовать соевое молоко для поддерживающей терапии при хронических заболеваниях печени.
***